А. А. Гуреева
МКОУ «Эртильская СОШ с УИОП»,
г. Эртиль
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА
УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого
ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и
использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь
учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов
обучения и современных информационных технологий. Современные дети подчас
оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в
области компьютерной техники и возможностях сети Интернет. Обращение детей к
образовательным возможностям информационных технологий является весьма эффективным и
целесообразным. Информационные
технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная
компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому
развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -
это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент
зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире,
который будет жить и трудиться в нынешнем обществе. Как показывает
практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе
современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных
компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать
требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Он должен
уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Использование компьютера на уроке
позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и
индивидуальным. [1; с. 21] Новым
образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных
действий. Использование современных
цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования
этих действий. С помощью компьютерных программ можно разрабатывать проверочные
тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических
материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности
учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но
также повысить интерес к обучению. [4] Такой замечательный прибор, как
документ-камера позволяет наглядно продемонстрировать любое изображение на
экране. Урок с применением компьютерных
технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать
психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное
преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и
повысит мотивацию в обучении. Хочу остановиться на видах демонстрационных
материалов. 1. Плакаты
(слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать. 2.
Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять) 3.
Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением. 4.Презентация – несколько
последовательных слайдов с чертежами и подписями. Управление с помощью системы кнопок. 5. Видеоролики – с помощью щелчка можно
остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный
фон создает звуковое сопровождение. 6. Материалы, обеспечивающие практическую
работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную
работу ребенка со средствами ИКТ) В
современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются
наиболее перспективным средством реализации проектных методов обучения. Грамотное
использование возможностей современных информационных технологий в начальной
школе способствует активизации познавательной деятельности; повышению
качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью
современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования
на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у
младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению
дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности
младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников,
формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков
работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил
безопасности. [2; с. 10] Многие учителя отмечают широкие потенциальные
возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются
следующие дидактические задачи: предъявление учебной информации;
информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование и
демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов; поддержка различных
активных форм занятий; тренаж навыков и умений различного характера, решение
задач; контроль и оценка знаний учащихся. Электронный журнал обеспечивает как
возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя, так
и самоконтроль ученика через его личный «электронный дневник». Учитель назначает задания и всему классу целиком, и
подгруппе учащихся, и даже отдельному ученику, формируя групповые и
индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий.
Причем ученикам могут предлагаться как тесты, автоматически оценивающие
результаты учащихся, так и задания творческого характера.
[2; с. 12] При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо
определить: какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для
решения каких дидактических задач; какие программные средства целесообразно
использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; какие
предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
какие уроки целесообразно делать компьютерными; как организовать компьютерные
занятия. Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс
направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;
активизирована мыслительная деятельность каждого. [4] Процесс становится не скучным, однообразным, а
творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень
важно для учебной деятельности ребёнка. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей,
в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает
внимание, которого учитель не может добиться при фронтальной работе с классом.
На экране можно быстро выполнить преобразования в тексте, превратив
разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем
информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового
материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад,
внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний,
неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных
технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в
значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит
учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью
информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в
начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом
формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими
способностями чаще работают по изготовлению программных презентаций. Дети
"гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений,
докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у
них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно
применять полученные знания на практике. Я думаю, что использование
информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных
предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и
запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий
уровень интерес детей к учебе.
Но не стоит безмерно увлекаться
цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на
здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для
учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут. При
подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным
является применение информационных
технологий. Надо всегда помнить,
что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться
лишь той части учебного процесса, где цифровой образовательный ресурс
применить необходимо.[3;с.21]
Список используемой литературы:
1. Рыбьякова О. В. Формы использования
компьютера. Волгоград. Учитель. 2008г
2. Рыбъякова О. В. Информационные
технологии на уроках в начальной школе. Волгоград. Учитель. 2008г.
3. Маркова Н. И. Правила эргономики.
Волгоград. Учитель. 2008г
4. Юркина С. В. Использование ИКТ в
начальной школе. Статья на сайте «Фестиваль педагогических идей»
|