А. А. Гуреева
МКОУ «Эртильская СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов», г. Эртиль
Применение технологии личностного подхода в обучении
младших школьников.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы
перешли на новые ФГОСы начального общего образования. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что
целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего,
личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а
не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Именно поэтому применение личностных технологий в обучении
младших школьников
стало наиболее актуальным.
Большинство педагогических
коллективов страны настойчиво
осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и
руководители учебных заведений считают его самой современной методологической
ориентацией в
педагогической деятельности. Личностные
технологии ставят в центр всей
образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных,
бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто
субъект, но субъект приоритетный; он
— цель образовательной системы, а не
средство достижения чего-либо отвлеченного. В
соответствии с новыми стандартами, на личностном уроке нужно, прежде всего,
усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему,
что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот
– необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и
навыки ее применения в реальной жизни. Если говорить о конкретных методиках,
обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и
экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен
мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и
выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. Уроки
должны строиться по совершенно иной схеме. Упор делается на взаимодействие
учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать
живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети
так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно
что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет? Продуктивные
задания – главное средство достижения результата образования.
Особенностями личностно – ориентированного урока являются: 1. Конструирование дидактического
материала разного типа, вида и формы,
определение цели, места и времени его
использования на уроке.
2. Продумывание учителем возможностей для самостоятельного
проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
3. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.
Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
4. Использование субъектного опыта и опора на интуицию
каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу
урока, как области приложения знаний.
5.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. 6. Побуждение учащихся к поиску
альтернативной информации при подготовке к уроку. 7. Продуманное чередование видов
работ, типов заданий,
что уменьшает утомляемость учащихся.
8. Проведение наблюдений за школьниками. В системе личностно-ориентированного
обучения учитель и ученик выступают как
равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта.
Профессиональная позиция учителя
состоит в том, чтобы знать и
уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Очень
хорош для развития личности такой вид деятельности, как работа в парах. Здесь
ребенок находится в общении со своим сверстником, которому может высказать свою
точку зрения, не боясь быть не понятым. Ребенок участвует в диалоге, оформляет
свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
На уроке, например, предлагается детям игра в «школу». Каждый из них должен побыть в роли ученика и учителя. Всем
дается задание по вариантам решить определённое количество примеров. Здесь все
дети находятся в роли «ученика». Затем каждому даётся задание, проверить работу
у своего соседа, исправить ошибки, если они будут, попросить «ученика»
объяснить решение примера, который, по мнению «учителя», решён неверно, и если
«учитель» не согласен с таким объяснением, то должен сам объяснить, в чём же
ошибка «ученика». В результате таких действий дети учатся находить чужие
ошибки, а затем и свой тоже, учатся умению говорить, слушать, учатся
объективности, а так же прочнее усваивают нужный объём знаний. Работа в парах
формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Ребенок должен уметь
договориться со своим соседом о сотрудничестве при выполнении заданий.
Интересен
в развитии личности такой вид деятельности, как работа в группах. Перед детьми ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов
группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел
необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала,
чего достиг каждый. Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания
всеми группами учитель дает тест на проверку понимания
нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой группой
своего конкретного задания балл выставляется один на всех. При
выполнении каждым членом индивидуального
задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется
оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала. Групповая форма работы имеет
множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или
консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное
общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении
раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и
отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение
новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя
детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок
сами. Главная идея обучения в группе — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои
успехи и успехи товарищей. Приоритетна развивающая функция обучения,
которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие
его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания
как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках звучат
несколько иначе. В математике, например, нацелены не на узнавание и называние
пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и
работать с ними. В связи с этим, на уроках окружающего мира, предлагается не
столько усвоить конкретные знания, сколько научить работать с «популярными
естественнонаучными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с
целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания
собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации
своей точки зрения».
Таким образом, чтобы сформировать ученика как личность, школа должна
создать такие условия, которые предоставят ученику все возможные средства и
условия для самообразования, то есть помогать открыть в себе то положительное,
что в нём есть, стимулировать развитие всех человеческих качеств ученика, а не
формировать только социально заданные качества личности.
Список используемой литературы:
Н. Е. Степанов. Технология подготовки
и проведения лично-ориентированного классного часа. Москва. Сфера. 2002г.
Т. П. Сальникова. Педагогические
технологии. Москва. Сфера. 2007г.
Афанасьев В. В.
Личностно-ориентированное образование как внутришкольная педагогическая
проблема. Москва. 2006г.
Якиманская И. С.
Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
Москва. 2011г.
Епишина Л. В. Педагогические аспекты
развития коммуникативных свойств личности.
Москва. 2007г
Смирнова З. А. Творческие работы
учащихся при закреплении материала.
Москва. 2010г
|